Стандарт деятельности ОМС по обеспечению благоприятного инвестиционного климата

Введение

В настоящее время тема привлечения инвестиции превращается в одну из наиболее обсуждаемых, как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом необходимо помнить, что когда поднимается вопрос об увеличении объемов инвестиций в экономику какого-либо региона, речь идет о привлечении инвесторов на площадку конкретного муниципального образования. Поэтому, успех в работе с инвесторами зависит от органов местного самоуправления, от того, как выстроена система поддержки инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций на местах.

В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций и создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на муниципальном уровне субъекта Российской Федерации разработан Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании (далее – Стандарт).

Стандарт разработан в соответствии с требованиями «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионах» (далее – Стандарт 1.0), подготовленного Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов в партнерстве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», а также с учетом лучших российских и зарубежных практик привлечения инвестиций на муниципальном уровне. При этом в нем учтена специфика процессов, реализуемых на уровне муниципальных образований. В связи с региональным уровнем п.14 Стандарта 1.0, содержание данного пункта в Стандарте посвящено вопросам земельно-имущественных отношений. Также Стандарт дополнен пунктами, связанными с защитой конкуренции и прав инвесторов, включая защиту от недобросовестной конкуренции и от ограничения доступа к рынку.

Для целей реализации Стандарта определен уровень городского округа и (или) муниципального района и предполагается, что данные уровни являются организующими для иных уровней органов местного самоуправления, а также несут ответственность за качество инвестиционного климата на территории муниципального образования.

Стандарт содержит минимально необходимые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании и может быть дополнен положениями, развивающими и (или) дополняющими положения настоящего Стандарта.

Внедрение Стандарта в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации позволит сформировать систему поддержки инвесторов и развития предпринимательства на муниципальном уровне, а также регламентировать порядок взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов власти и инвесторов, в вопросах привлечения инвестиций.

Отдельные положения Стандарта основываются на предложениях экспертных групп «Открытого правительства» и результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года.

При разработке Стандарта учитывались следующие принципы.

При осуществлении политики по привлечению инвестиций на муниципальном уровне органам местного самоуправления необходимо выстраивать конструктивное взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральными органами власти. В Стандарте содержатся требования к обязательному участию муниципального образования в региональных инициативах, касающихся формирования инфраструктуры поддержки для осуществления инвестиционной деятельности, повышения информационной открытости, развития кадрового потенциала, а также продвижении инвестиционных проектов на уровне субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления обладают всеми необходимыми полномочиями для осуществления политики по привлечению инвестиций и самостоятельных действий в этой сфере. Данные полномочия закреплены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части вопросов местного значения), Федеральным от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в I части форм и методов регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления), Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части полномочий по формированию инфраструктуры для ведения предпринимательской деятельности) и рядом других нормативных правовых актов Российской Федерации.

  1. Утверждение Инвестиционной стратегии муниципального образования

    Инвестиционная стратегия муниципального образования - стратегический документ об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, определяющий цели инвестиционной политики, основные направления и приоритеты в привлечении инвестиций на долгосрочную перспективу.

    1. В муниципальном образовании должен быть разработан, утвержден и принят к исполнению стратегический документ об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования (далее – Инвестиционная стратегия).
    2. Инвестиционная стратегия должна:
      • соответствовать Инвестиционной стратегии региона, утверждаемой на уровне субъекта Российской Федерации;
      • содержать видение результата, целей и задач, которые должны быть достижимы, четко сформулированы и измеримы;
      • определять инвестиционные приоритеты муниципального образования: территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты;
      • включать план мероприятий, направленных на достижение целей, включая муниципальные программы и проекты, законодательные инициативы, приоритетные направления инвестиционной деятельности, структурные реформы и прочие мероприятия, выполнение которых позволит реализовать поставленные цели;
      • описывать взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам целевые программы, отдельные проекты и мероприятия, обеспечивающие рост инвестиций в муниципальное образование;
      • содержать исходные предпосылки формирования политики привлечения инвестиций на территории муниципального образования, в том числе:
      • оценку доступных ресурсов развития экономики муниципального образования (кадровые, инфраструктурные, производственные, информационные, рекреационные и другие);
      • видение текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон муниципалитета (относительно других муниципальных образований) с точки зрения инвестиционной привлекательности;
      • оценку потенциальных точек роста экономики муниципального образования, в том числе выявление приоритетных направлений инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;
      • содержать для каждого мероприятия такие сведения, как:
      • укрупненный план-график реализации мероприятий;
      • оценка ресурсов, требующихся для реализации;
      • оценка стоимости реализации и возможных последующих затрат;
      • источники финансирования;
      • график точек планового исполнения Инвестиционной стратегии;
      • график периодов обязательного пересмотра Инвестиционной стратегии.
      • определять принципы взаимодействия администрации муниципального образования с органами местного самоуправления, входящих в его состав по вопросам реализации Инвестиционной стратегии.
    3. Требования к процессам разработки, утверждения и изменения Инвестиционной стратегии.
      • Разработка Инвестиционной стратегии и изменения в нее должны вестись публично. К публичному обсуждению документа (и изменений к нему) привлекаются эксперты, предприниматели, в том числе, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования и инвесторы. Должно вестись открытое публичное обсуждение разрабатываемого документа (изменений к документу) в СМИ и на Интернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании.
      • К разработке проекта документа (изменений в документ) рекомендуется привлекать специализированные организации, уже имеющие успешный опыт выполнения подобных проектов в Российской Федерации.
    4. Требования к реализации Инвестиционной стратегии.

      При реализации Инвестиционной стратегии необходимо:

      • установить структуру и периодичность подготовки отчетности о реализации мер, достижения целевых показателей и их соответствии плановым значениям;
      • определить персональную ответственность руководителей за реализацию конкретных мер и достижение целевых значений плановых показателей;
      • обеспечить учет достижения плановых показателей при оценке деятельности руководителей;
      • обеспечить регулярную публикацию отчетов по результатам достижения плановых значений ключевых показателей и реализации ключевых мер.
      • разработать и принять Программу финансирования мероприятий по реализации Стратегии, включая финансирование механизмов и мер поддержки инвестиционных проектов и развития кадрового потенциала;
      • определить полномочия должностных лиц муниципального образования в финансировании и расходовании средств, установить порядок корректировок при отклонениях в поступлении и расходовании денежных средств.
  2. Формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в муниципальном образовании

    План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в муниципальном образовании должен объединять в одном документе перечень основных инфраструктурных объектов, строительство и реконструкция которых запланирована в различных программах и планах органов государственной власти, органов местного самоуправления и крупных хозяйствующих субъектов. Такой План, опубликованный в текстовой и наглядной графической формах, позволяет хозяйствующим субъектам принимать взвешенные инвестиционные решения, управлять рисками своих инвестиционных решений, принимать решения об участии в реализации инфраструктурных проектов.

    1. В муниципальном образовании должен ежегодно утверждаться План создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры муниципального образования (далее -План). План представляет собой свод информации обо всех основных объектах инфраструктуры, строительство и реконструкция которых зафиксированы в действующих планах и программах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и непосредственно муниципального образования, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, инвестиционных программах субъектов естественных монополий и хозяйствующих субъектов с государственным и (или) муниципальным участием.

      При этом в отношении каждого объекта должны быть указаны источники (в том числе бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов субъекта Российской Федерации) и размер финансирования (или указание на отсутствие подтверждения в финансировании), планируемые сроки сдачи и фактическое состояние (этап подготовки или исполнения).

      В Плане также должны быть указаны планируемые к строительству (реконструкции) инвестиционные объекты с указанием требуемых мощностей потребления энергетических ресурсов.

    2. План должен публиковаться в открытых источниках в наглядной форме с указанием планируемых объектов на карте муниципального образования (или на инвестиционной карте), сроков их создания (строительства). План в обязательном порядке публикуется на Интернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании.
    3. В муниципальном образовании должна существовать формализованная процедура рассмотрения проектов по созданию инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры с целью их включения в План.

      Эта процедура основывается на следующих принципах:

      • принцип оценки разумности и экономической эффективности проектов комплексного развития территорий;
      • принцип конкурсной поддержки проектов комплексного развития территорий;
      • принцип публичного обсуждения и учета интересов различных социальных групп;
      • принцип софинансирования расходов на реализацию проектов развития территорий органами местного самоуправления, администрацией субъекта Российской Федерации и бизнесом;
      • принцип взаимообязанности при реализации подобных проектов, когда органы местного самоуправления и бизнес в соответствии с нормативно-правовой базой и договорами должны иметь четко прописанные права и обязанности;
      • принцип синхронизации с инвестиционными программами субъектов естественных монополий и планами развития инфраструктуры хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
    4. План должен соответствовать Инвестиционной стратегии муниципального образования и Инвестиционной стратегии субъекта Российской Федерации.
    5. План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в муниципальном образовании должен быть синхронизирован с Планом создания инвестиционных объектов субъекта Российской Федерации.
    6. Сведения об инвестиционных объектах и объектах инфраструктуры в муниципальном образовании должны отображаться на Инвестиционной карте муниципального образования в рамках Инвестиционный портал муниципального образования или специального раздела на портале администрации муниципального образования.
    7. Требования к Инвестиционной карте.
  3. Ежегодное послание главы муниципального образования
    1. Глава муниципального образования должен представлять Ежегодное послание об инвестиционном климате в муниципальном образовании, адресованное органам местного самоуправления, бизнесу, региональным и территориальным подразделениям федеральных органов власти.
    2. В послании должны отражаться результаты реализации Инвестиционной стратегии, определяться новые направления и приоритеты инвестиционной политики муниципального образования, и сообщается о ключевых мерах, которые необходимо реализовать в следующем году в целях привлечения инвестиций и улучшения условий ведения бизнеса в муниципальном образовании.
  4. Принятие нормативной правовой базы по инвестиционной деятельности, включая защиту прав инвесторов и механизм поддержки инвестиционной деятельности в муниципальном образовании

    В муниципальном образовании должна быть создана нормативная правовая основа для осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.

    1. В муниципальном образовании должны быть приняты нормативные акты, устанавливающие основные направления участия муниципального образования в инвестиционной деятельности, в том числе создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:
      • определения порядка обращения инвесторов за защитой и помощью, в том числе порядка обжалования неправомерных в отношении инвесторов решений и действий органов местного самоуправления;
      • защиты интересов и прав инвесторов, включая защиту от недобросовестной конкуренции и от ограничения доступа к рынку;
      • определения четких критериев и процедур получения поддержки;
      • прямого участия органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности в рамках разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
      • выделения средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;
      • проведения экспертизы инвестиционных проектов;
      • выпуска муниципальных займов;
      • установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов, арендной платы за земельные участки и иных сборов;
      • предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
      • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.
    2. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг норм федерального и регионального законодательства для обеспечения соответствия муниципального законодательства данным нормам и новациям, включая принимаемым в рамках Национальной предпринимательской инициативы нормативным правовым актам.
    3. В соглашениях о реализации инвестиционных проектов, заключаемых между администрацией муниципального образования и инвесторами, включается условие о том, что администрация муниципального образования берет на себя обязательства по продвижению муниципальных инвестиционных проектов на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе по организационному и информационному содействию в получении льгот и преференций, предусмотренных законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.
    4. Указанные нормы могут содержаться в разных нормативных правовых актах муниципального образования и информация о таких документах должна быть в доступной, логически связанной форме, изложена на сайте специализированного раздела на сайте муниципального образования об инвестиционной деятельности.
  5. Наличие Совета по инвестиционному климату

    В муниципальном образовании должен быть создан открытый совещательный орган - Совет по инвестиционному климату (далее – Совет), в рамках работы которого регулярно собираются глава муниципального образования, представители органов местного самоуправления, бизнеса, региональных и территориальных подразделений федеральных органов власти. Наличие Совета позволит согласовывать и координировать действия бизнеса и власти в вопросах улучшения инвестиционного климата, а также обеспечит вовлечение инвесторов в разработку и реализацию политики по привлечению инвестиции, общественную экспертизу инвестиционных проектов, рассмотрение инициатив бизнес-сообщества.

    1. В муниципальном образовании должен функционировать на регулярной основе Совет по инвестиционному климату (далее – Совет). Совет является общественным, совещательным и координационным органом. В случае наличия в муниципальном образовании постоянно действующего и регулярно собирающегося координационно-совещательного органа в области развития предпринимательской деятельности, полномочиями по рассмотрению вопросов в сфере улучшения инвестиционного климата целесообразно наделить данный орган.
    2. К основным задачам деятельности Совета относятся:
      • разработка рекомендаций по муниципальной поддержке инвестиционных проектов и процессов, стимулированию инвестиционной активности на территории муниципального образования;
      • разработка рекомендаций по организации взаимодействия органов местного самоуправления и участников инвестиционного процесса, в том числе рекомендаций по сокращению административных барьеров, препятствующих осуществлению такого взаимодействия;
      • создание условий для рационального размещения производительных сил на территории муниципального образования;
      • разработка предложений по приоритетным направлениям развития муниципального образования;
      • рассмотрение проекта стратегического документа об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, анализ хода и результатов реализации данного документа, подготовка предложений по его корректировке;
      • рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов, включая несостоявшиеся и неуспешные, анализ причин неудач в реализации;
      • выработка рекомендаций по уменьшению административных барьеров;
      • координация финансовых и инвестиционных ресурсов на наиболее важных направлениях;
      • разработка единых требования к основным критериям инвестиционных проектов, поддерживаемых за счет средств муниципального образования и иных источников;
      • одобрение проекта Плана создания инвестиционных объектов и объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной и другой инфраструктуры региона, а также прозрачного регламента его корректировки с учетом потребностей инвестиционных проектов;
      • подготовка предложений по внесению изменений в Инвестиционную стратегию субъекта Российской Федерации.
    3. Совет возглавляет глава муниципального образования.
    4. В состав Совета рекомендуется включать представителей органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, инвесторов, представителей предпринимательских объединений и экспертов.
    5. Положение о Совете, включая порядок его формирования, утверждается главой муниципального образования.
    6. Совет собирается на заседание регулярно, но не реже одного раза в два месяца.
    7. Заседание Совета проводится публично и открыто. Должна быть обеспечена возможность личного участия в заседаниях инвесторов, не являющихся членами Совета. Осуществляется онлайн трансляция заседания Совета в сети Интернет. Протоколы заседаний с указанием всех принятых решений размещаются в открытом доступе в сети Интернет и публикуются в СМИ или на специализированном разделе Интернет-сайта муниципального образования. Ведется контроль исполнения поручений и рекомендаций Совета.
    8. В целях осуществления оперативной деятельности при Совете могут создаваться рабочие группы.
    9. Для обеспечения работы Совета определяется Секретарь Совета и специальный орган. Функции такого органа могут быть возложены на администрацию муниципального образования или специализированную организацию по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
  6. Наличие специализированного(-ых) структурного(-ых) подразделения(-ий) и (или) специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами

    В целях повышения эффективности и усиления координации деятельности по привлечению инвестиционных ресурсов должен быть осуществлен ряд организационных мероприятий. В целях повышения эффективности и усиления координации деятельности по привлечению инвестиционных ресурсов, а также для взаимодействия с инвесторами, в структуре администрации муниципального образования должно быть создано (выделено) специальное подразделение по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

    По решению администрации муниципального образования, может быть создана (учреждена) специализированная организация по привлечению инвестиций, работе с инвесторами, а также решения иных вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью - Агентство (корпорация) развития муниципального образования.

    1. В структуре администрации муниципального образования создается специальное подразделение по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Полномочиями по привлечению инвестиций и работе с инвесторами может быть наделено одно из действующих структурных подразделений администрации муниципального образования. При этом деятельность структурного подразделения основывается на следующих принципах:
      1. среди сотрудников подразделения должны быть выделены специалисты – менеджеры по работе с инвесторами. При наделении сотрудника статусом менеджера по работе с инвесторами должны учитываться наличие бизнес - или финансового образования, знание иностранных языков;
      2. в деятельность подразделения рекомендуется внедрить систему управления взаимоотношения с клиентами (CRM);
      3. в рамках функционирования системы управления взаимоотношения с клиентами должны выполняться следующие требования:
        • ведение единой базы клиентов;
        • организация контроля над работой сотрудников администрации муниципального образования и специалистов организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательской деятельности, в сфере привлечения инвестиций и выполнения ими установленных KliI;
        • автоматизация делопроизводства.
    2. По решению администрации муниципального образования, может быть создана (учреждена) специализированная организация по привлечению инвестиций, работе с инвесторами, а также решения иных вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью - Агентство (корпорация) развития муниципального образования.

      Основными критериями для принятия решения о создании такой организации могут выступать:

      • масштаб экономики муниципального образования;
      • количество инвестиционных проектов, требующих администрирования со стороны администрации муниципального образования.
    3. Деятельность специального подразделения по привлечению инвестиций и работе с инвесторами и (или) специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами основывается на следующих принципах:
      1. Основными функциями организации являются:
        • обеспечение режима «одного окна» для инвесторов при взаимодействии с исполнительными органами местного самоуправления муниципального образования, а также городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района;
        • содействие созданию проектных команд по поддержке и реализации конкретных инвестиционных проектов «под ключ»;
        • продвижение инвестиционных возможностей и проектов муниципального образования в субъекте Российской Федерации и Российской Федерации (в т.ч. через конференции, выставки, форумы);
        • обеспечение взаимодействия с инвестиционными венчурными фондами, банками, республиканскими и российскими инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организациями, республиканскими, российскими и международными институтами развития (путем заключения соглашений о сотрудничестве и (или) учреждения инфраструктурных организаций, фондов и т.п., направленных на содействие реализации инвестиционных проектов) с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории муниципального образования;
        • представление интересов муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства;
        • организация работы по адресному таргетированию целевых инвесторов (в том числе, составление перечней и баз данных инвесторов, составление приоритетных профилей инвесторов, инициирование прямых контактов с целевыми инвесторами и т.п.);
        • публикация и обновление реестра инвестиционных проектов всех категорий;
        • регулярный мониторинг условий ведения бизнеса в муниципальном образовании с точки зрения критериев «затраты» и «простота ведения бизнеса».
      2. Координация и контроль за деятельностью специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами осуществляются Наблюдательным советом (советом директоров).
      3. В случае если решение о создании специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами не принято, должно быть обеспечено сотрудничество специализированного(-ых) структурного(-ых) подразделения(-ий) и аналогичной организации, созданной на уровне субъекта Российской Федерации (путем заключения соглашений о сотрудничестве).
      4. Устанавливаются показатели эффективности работы структурного подразделения и (или) организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами и работы его сотрудников, а также зависимость мер стимулирования сотрудников от степени выполнения данных показателей. Такими показателями эффективности могут являться:
        • объем привлеченных инвестиций;
        • отношение объема привлеченных инвестиций к численности населения муниципального образования;
        • количество созданных высокопроизводительных рабочих мест;
        • число успешно реализованных инвестиционных проектов;
        • опросные показатели (например, уровень удовлетворенности инвесторов оказанной поддержкой).
  7. Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков, бизнес-центров и иных объектов) в муниципальном образовании

    Одна из задач администрации муниципального образования - обеспечить системное развитие (девелопмент) территории, учитывающее нужды субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности. Создаваемые и действующие в муниципальном образовании промышленные парки, технопарки и иные объекты приоритетного развития, территорий, отраслей и технологий, должны обеспечить условия и необходимую инфраструктуру для реализации инвестиционных проектов.

    1. Администрация муниципального образования принимает участие в проектах по созданию и развитию инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, инициированных на уровне субъекта Российской Федерации, в рамках реализации целевых программ (включая региональные целевые программы по развитию малого и среднего предпринимательства и региональные целевые программы по содействию инновационной деятельности).
    2. В муниципальном образовании могут создаваться следующие типы объектов:
      • промышленная площадка (предназначенная для размещения производственных мощностей, территория, обеспеченна энергоносителями, а также необходимой инженерной, транспортной и иной инфраструктурой);
      • промышленный (индустриальный) парк;
      • технологический парк;
      • бизнес-инкубатор;
      • центр кластерного развития (центр коллективного пользования).
    3. В муниципальном образовании должна быть разработана система льгот для резидентов объектов инфраструктуры, в том числе:
      • льготы по подключению к коммунальным сетям и сетям инженерно-технического обеспечения;
      • льготы по арендным ставкам;
      • налоговые льготы.
    4. Для всех объектов инфраструктуры, предназначенных для размещения производственных и иных объектов инвесторов и созданных при поддержке органом местного самоуправления, должны быть разработаны и утверждены критерии и порядки отбора и размещения резидентов, порядки предоставления резидентам поддержки, а также порядки ротации резидентов.
  8. Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии муниципального образования и потребностям инвестора
    1. Наличие прогноза потребностей муниципального рынка труда в специалистах различных направлений на срок не менее 7 лет, основанный на изучении потребностей инвесторов (опросы) и прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
    2. Наличие методологии разработки прогноза и размещение его в открытом доступе.
    3. Методология предусматривает, что прогноз разрабатывается совместно с экспертами, представителями субъектов предпринимательской деятельности, общественных институтов и организаций, сотрудников профильных органов местного самоуправления.
    4. Результаты прогноза публикуются в сети Интернет в полном объеме и машиночитаемом виде.
    5. Восстановление и развитие в соответствии с Инвестиционными стратегиями региона и муниципального образования муниципальной системы профессионального образования, переориентирование части выпускников школ на получение качественного профессионального образования.
    6. Создание муниципальной системы переподготовки и трудоустройства выпускников специальностей, невостребованных на рынке труда (система должна быть целиком и полностью добровольной).
    7. Наличие в образовательных учреждениях муниципального образования образовательных программ, разработанных с участием хозяйствующих субъектов, которые направлены на удовлетворение потребностей новых производств.
  9. Создание специализированного двуязычного Раздела на сайте муниципального образования об инвестиционной деятельности

    Сеть Интернет - основной инструмент обеспечения прямой и обратной связи между властью, бизнесом, инвесторами и жителями муниципального образования, вовлечения всех заинтересованных лиц в реализацию политики по привлечению инвестиций. Создание специализированного Интернет-ресурса, на котором консолидируется информация, полезная для потенциальных инвесторов и способствующая продвижению муниципального образования с точки зрения инвестиционной привлекательности, представляется неотъемлемым элементом деятельности по улучшению инвестиционного климата на определенной территории.

    1. В муниципальном образовании должен быть создан двуязычный официальный Интернет-ресурс (в виде отдельного специализированного Интернет-портала, Интернет-страницы на официальном Интернет-сайте администрации муниципального образования или Интернет-страницы на Интернет-портале об инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации);
      1. На сайте должна быть размещена необходимая информация о муниципальном образовании: структура, контактные данные, в том числе, сведения о главах сельских и городских поселений, нормативные правовые документы и иная информация.
    2. Интернет-ресурс должен обеспечивать наглядное представление инвестиционных возможностей муниципального образования, основных направлений привлечения инвестиций в экономику муниципального образования и инфраструктуры, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов.
    3. Интернет-ресурс должен содержать в наглядной форме:
      • информацию об инвестиционной привлекательности муниципального образования;
      • инвестиционную стратегию муниципального образования;
      • план создания объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной и другой инфраструктуры муниципального образования;
      • порядок взаимодействия инвесторов с должностными лицами и органами местного самоуправления;
      • описание мер поддержки инвестиций и инвестиционных проектов и порядок обращения для их получения;
      • информацию о планах и результатах заседаний Совета по инвестиционному климату, видеотрансляции в режиме онлайн, архив видеотрансляций и протоколы его заседаний;
      • инвестиционный гид (путеводитель) для инвесторов;
      • отчеты и планы деятельности специализированных подразделений и (или) организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
      • информацию о планируемых и реализуемых на территории муниципального образования инвестиционных проектах;
      • информацию о канале (каналах) прямой связи инвесторов и руководства муниципального образования.
    4. Интернет-ресурс содержит сервис «Калькулятор услуг для инвестора», позволяющий инвесторам в режиме онлайн рассчитать временные и материальные издержки на получение муниципальных услуг (включая услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями), необходимых для реализации инвестиционного проекта.
    5. Интернет-ресурс ведется на двух (русском и английском) и более языках.
    6. Интернет ресурс должен содержать ссылки на аналогичный сайт субъекта Российской Федерации, а также на сайт Уполномоченного Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
  10. Наличие в муниципальном образовании единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»
    1. В муниципальном образовании должен быть разработан Регламент сопровождения инвестиционных проектов, в рамках которого предоставляется полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях развития бизнеса по принципу «одного окна» включая участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных программах развития предпринимательства, содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, бизнес-ангелов, институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений и иных структурах.
    2. Конкретные способы поддержки определяются в зависимости от категорий инвестиционных проектов и объема инвестиций.
    3. Регламент сопровождения инвестиционных проектов должен включать в себя:
      • процедуру внесения проекта на интернет-сайте или в соответствующее «окно»;
      • сроки и процедуру рассмотрения проекта, включая очную презентацию проекта на заседании Совета по инвестиционному климату;
      • обязательства предоставления информации о возможных инструментах поддержки, на которые может претендовать инициатор проекта;
      • возможность прохождения бесплатного обучения инициатора проекта по правилам использования конкретного инструмента поддержки;
      • требования к подготовке проекта, установленные конкретными организациями, фондами, институтами развития;
      • порядок взаимодействия организаций по рассмотрению проектов, претендующих на поддержку.
    4. Ведение инвестиционных проектов осуществляется в единой информационной системе и по единым процедурам, предусматривающей наличие общей базы данных проектов, регистрации информации обо всех этапах взаимодействия с инициаторами проектов, возможность проведения анализа финансовых показателей, результатов взаимодействия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности с муниципальными и государственными органами.
    5. Работа с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, осуществляющими значительные инвестиции в муниципальное образование, осуществляется по индивидуальным планам.
  11. Принятие главой муниципального образования Инвестиционной декларации
    1. Инвестиционная декларация (далее – Декларация) должна устанавливать принципы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности. Эти принципы определяют смысл и содержание деятельности органов муниципального образования.
    2. В число этих принципов входят:
      • равенство - не дискриминирующий подход ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности в рамках заранее определенной и публичной схемы приоритетов;
      • вовлеченность - участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе принятия управленческих решений и оценки их реализации;
      • прозрачность - общедоступность документированной информации органов власти (за исключением относящейся к исчерпывающему перечню категорий секретной информации);
      • лучшие практики - ориентация административных процедур и регулирования на лучшую, с точки зрения интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, практику взаимодействия муниципального образования с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.
    3. Содержание Декларации должно включать в себя следующие положения:
      • обязательство главы муниципального образования по обеспечению и защите прав инвесторов;
      • гарантии безопасности ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;
      • случаи, когда руководство муниципального образования обязано вступить в переговоры с субъектом предпринимательской и инвестиционной деятельности (например, случай «тупиковой ситуации», когда органы власти не приняли управленческое решение в течение установленного законом срока);
      • обязательства главы муниципального образования по осуществлению мер, направленных на сокращение сроков и упрощение процедур выдачи разрешительной документации для инвесторов.
    4. Декларация может иметь иное наименование и дополнительные элементы содержания, помимо указанных выше.
  12. Принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых НПА, затрагивающих предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании

    В муниципальном образовании округе должен быть принят нормативный акт, регламентирующий следующие вопросы:

    1. Орган, уполномоченный на проведение оценки регулирующего воздействия (ОРВ) нормативных правовых актов.
    2. Критерии оценки нормативных актов, включая критерии целесообразности, адекватности, осуществимости и эффективности.
    3. Форма отчета об ОРВ включающая:
      • описание существующей проблемы;
      • цели и задачи регулирования;
      • возможные варианты достижения цели.
    4. Анализ издержек и выгод каждого из рассматриваемых вариантов с учетом:
      • результатов реализации аналогичных инициатив в муниципальном образовании или других муниципальных образованиях и регионах;
      • информационных потоков, которые будут позволять контролировать реализацию рассматриваемых альтернатив;
      • положительных и отрицательных стимулов, которые способны влиять на реализацию альтернатив.
    5. Публичные консультации и учет мнения заинтересованных групп.
    6. Рекомендуемый вариант регулирующего решения.
    7. Реализация выбранного варианта и последующий мониторинг.
    8. Задание шкалы жесткости мер регулирования с точки зрения их влияния на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данная шкала должна давать возможность:
      • выявлять альтернативы предлагаемым (или имеющимся) вариантам регулирования;
      • давать на основе разумных презумпций оценку обременительности регулирования в отсутствии количественных расчетов (в случаях, когда они не проводятся).

    Подготовка такого нормативного акта осуществляется в соответствии с разработанными Минэкономразвития России Методическими рекомендациями, одобренными 20 марта 2012 года решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

  13. Наличие системы обучения, повышения квалификации и оценки компетентности сотрудников профильных органов муниципальной власти и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами
    1. Создание моделей компетенций муниципальных служащих и сотрудников специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, определяющих требования к:
      • знаниям;
      • навыкам;
      • ценностям.
    2. Основные положения модели компетенции должны быть отражены в трудовых контрактах.
    3. Установление критериев оценки показателей эффективности сотрудников профильных органов местного самоуправления и организаций, участвующих в инвестиционном процессе, и увязка их с моделью компетенций.
    4. При оценке соответствия квалификационных требований соискателей на муниципальные должности и должности в специализированной организации должно учитываться наличие опыта работы по реализации предпринимательских проектов и бизнес-образования.
    5. Финансирование стажировок сотрудников профильных органов муниципальной власти и специализированной организации в соответствующих органах власти и институтах развития в иных регионах и за рубежом.
  14. Формирование системы управления земельно-имущественным комплектом, соответствующей инвестиционным приоритетам муниципального образования

    В муниципальном образовании должна быть сформирована (модернизирована) система управления земельно-имущественным комплексом, ориентированная на развитие и улучшение инвестиционного климата в муниципальном образовании.

    1. Должно быть создано (уполномочено) специализированное структурное подразделение, отвечающее за весь комплекс вопросов земельно-имущественных отношений, включая вопросы градостроительства и получения разрешительной документации. В случае если вопросы землепользования и градостроительства разделены по разным структурным подразделениям, целесообразно их объединить в одно, или обеспечить решение задач инвестора в режиме «одного окна».
    2. Во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов власти, должен быть разработан и принят документ, раскрывающий структуру органов власти и перечень оказываемых государственных и муниципальных услуг, включая административные регламенты (процедуры, ответственные, сроки, контакты, кому жаловаться), на следующие услуги:
      • доступ к имущественным и земельным ресурсам;
      • получение разрешения на строительство;
      • кадастровый учет и государственная регистрация прав собственности;
      • регистрация предприятий;
      • получение в собственность объектов недвижимости и заключение договоров аренды на земельные участки и иные объекты недвижимости;
      • участие в конкурсах и торгах по реализации имущества;
      • защита прав инвесторов и система реагирования на обращения предпринимателей, включая способы обжалования действий должностных лиц.

      При этом документ должен быть разработан в простой, доступной и понятной формах для инвестора и иных заинтересованных лиц. При подготовке документа могут быть использованы графические схемы и технологии описания бизнес – процессов. Документ должен в обязательном порядке включать сведения об ответственных лицах и лиц их замещающих – представителях администрации и (или) специализированных организациях, включая фотографии, контактные данные (мобильные телефоны желательны), предельных сроках оказания услуг, их стоимости и условиях и способах оплаты.

    3. На специализированном Информационном портале или в соответствующем разделе, на основе геоинформационной системы (при ее наличии), и (или) с использованием других технологий и ресурсов, должны быть раскрыты в публичном доступе, в том числе и в графическом виде:
      • сведения о границах муниципальных образований, территориальных, охранных и санитарных зон на территории муниципальных образований, в том числе на основе данных государственного кадастра недвижимости;
      • данные о градостроительной документации (СТП, ГП, ПЗЗ, документы Планировки и межевания, ГПЗУ, сельскохозяйственные регламенты), механизмах ее корректировки по инициативе инвестора, сведения о проведении общественных слушаний, способах и условиях участия в них;
      • методология и основания расчета имущественных налогов и сборов и их элементов;
      • прогнозный план приватизации государственного и муниципального имущества, находящегося на территории муниципального образования;
      • сведения об электронной торговой площадке по реализации государственного и муниципального имущества.
    4. В муниципальном образовании должна быть разработана и принята Программа по созданию и развитию информационных ресурсов о территории и объекта недвижимости. При разработке Программы необходимо предусмотреть:
      • создание геоинформационной системы муниципального образования и (или) интеграции процессов муниципального образования в геоинформационную систему субъекта Российской Федерации;
      • состав сведений, имеющих публичный статус, а также способы получения доступа к ним их копирования и использования;
      • разработку и внедрение информационно-аналитических модулей (включая специальное программное обеспечение), обеспечивающих:
      • ведение единого реестра объектов недвижимости, находящихся на территории муниципального образования;
      • расчет, обоснование и отображение элементов всех имущественных налогов и арендной платы (налоговая база, ставки, льготы, вычеты, поступления в бюджет) с целью планирования и мониторинга текущей нагрузки на плательщиков, а также нагрузки возникающей при изменении условий (проведение кадастровой оценки, изменения налоговой системы и др.);
      • прогноз последствий принятия инвестиционных и градостроительных решений и их реализации.
    5. Разработка и принятие документа (декларации) о правилах установлении на территории муниципального образования на период не менее 5 лет элементов имущественных налогов и сборов (земельных налог, арендная плата за земельные участи и иные объекты недвижимости, налоги на имущество физических лиц и организаций), налог на недвижимость, (база, ставки, льготы, способы оплаты, механизм апелляций и т.д.);
  15. Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства муниципального образования для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов

    Реальная доступность для инвесторов высших должностных лиц муниципального образования - один из основных инструментов формирования уверенности инвесторов в реальности приоритета улучшения инвестиционного климата для высшего руководства муниципального образования.

    1. Организован и функционирует канал (каналы) прямой связи инвесторов с руководством администрации муниципального образования для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.
    2. Канал прямой связи должен отвечать требованиям:
      • равного доступа субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности к разрешению вопросов муниципальными служащими соответствующего вопросу уровня;
      • контроля результатов и сроков рассмотрения обозначенных хозяйствующими субъектами вопросов и проблем.
    3. Каналами прямой связи, в частности, могут служить:
      • доступные для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности мобильные телефоны руководителей исполнительных органов муниципального образования;
      • официальные блоги руководителей исполнительных органов муниципального образования в общераспространенных социальных сетях; «горячая линия», работающая через Интернет-сайт.