Стандарт деятельности ОМС по обеспечению благоприятного инвестиционного климата
Введение
В настоящее время тема привлечения инвестиции превращается в одну из наиболее обсуждаемых, как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом необходимо помнить, что когда поднимается вопрос об увеличении объемов инвестиций в экономику какого-либо региона, речь идет о привлечении инвесторов на площадку конкретного муниципального образования. Поэтому, успех в работе с инвесторами зависит от органов местного самоуправления, от того, как выстроена система поддержки инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций на местах.
В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций и создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на муниципальном уровне субъекта Российской Федерации разработан Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании (далее – Стандарт).
Стандарт разработан в соответствии с требованиями «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионах» (далее – Стандарт 1.0), подготовленного Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов в партнерстве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», а также с учетом лучших российских и зарубежных практик привлечения инвестиций на муниципальном уровне. При этом в нем учтена специфика процессов, реализуемых на уровне муниципальных образований. В связи с региональным уровнем п.14 Стандарта 1.0, содержание данного пункта в Стандарте посвящено вопросам земельно-имущественных отношений. Также Стандарт дополнен пунктами, связанными с защитой конкуренции и прав инвесторов, включая защиту от недобросовестной конкуренции и от ограничения доступа к рынку.
Для целей реализации Стандарта определен уровень городского округа и (или) муниципального района и предполагается, что данные уровни являются организующими для иных уровней органов местного самоуправления, а также несут ответственность за качество инвестиционного климата на территории муниципального образования.
Стандарт содержит минимально необходимые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании и может быть дополнен положениями, развивающими и (или) дополняющими положения настоящего Стандарта.
Внедрение Стандарта в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации позволит сформировать систему поддержки инвесторов и развития предпринимательства на муниципальном уровне, а также регламентировать порядок взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов власти и инвесторов, в вопросах привлечения инвестиций.
Отдельные положения Стандарта основываются на предложениях экспертных групп «Открытого правительства» и результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года.
При разработке Стандарта учитывались следующие принципы.
При осуществлении политики по привлечению инвестиций на муниципальном уровне органам местного самоуправления необходимо выстраивать конструктивное взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральными органами власти. В Стандарте содержатся требования к обязательному участию муниципального образования в региональных инициативах, касающихся формирования инфраструктуры поддержки для осуществления инвестиционной деятельности, повышения информационной открытости, развития кадрового потенциала, а также продвижении инвестиционных проектов на уровне субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления обладают всеми необходимыми полномочиями для осуществления политики по привлечению инвестиций и самостоятельных действий в этой сфере. Данные полномочия закреплены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части вопросов местного значения), Федеральным от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в I части форм и методов регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления), Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части полномочий по формированию инфраструктуры для ведения предпринимательской деятельности) и рядом других нормативных правовых актов Российской Федерации.
- Утверждение Инвестиционной стратегии муниципального образования
Инвестиционная стратегия муниципального образования - стратегический документ об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, определяющий цели инвестиционной политики, основные направления и приоритеты в привлечении инвестиций на долгосрочную перспективу.
- В муниципальном образовании должен быть разработан, утвержден и принят к исполнению стратегический документ об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования (далее – Инвестиционная стратегия).
- Инвестиционная стратегия должна:
- соответствовать Инвестиционной стратегии региона, утверждаемой на уровне субъекта Российской Федерации;
- содержать видение результата, целей и задач, которые должны быть достижимы, четко сформулированы и измеримы;
- определять инвестиционные приоритеты муниципального образования: территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты;
- включать план мероприятий, направленных на достижение целей, включая муниципальные программы и проекты, законодательные инициативы, приоритетные направления инвестиционной деятельности, структурные реформы и прочие мероприятия, выполнение которых позволит реализовать поставленные цели;
- описывать взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам целевые программы, отдельные проекты и мероприятия, обеспечивающие рост инвестиций в муниципальное образование;
- содержать исходные предпосылки формирования политики привлечения инвестиций на территории муниципального образования, в том числе:
- оценку доступных ресурсов развития экономики муниципального образования (кадровые, инфраструктурные, производственные, информационные, рекреационные и другие);
- видение текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон муниципалитета (относительно других муниципальных образований) с точки зрения инвестиционной привлекательности;
- оценку потенциальных точек роста экономики муниципального образования, в том числе выявление приоритетных направлений инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;
- содержать для каждого мероприятия такие сведения, как:
- укрупненный план-график реализации мероприятий;
- оценка ресурсов, требующихся для реализации;
- оценка стоимости реализации и возможных последующих затрат;
- источники финансирования;
- график точек планового исполнения Инвестиционной стратегии;
- график периодов обязательного пересмотра Инвестиционной стратегии.
- определять принципы взаимодействия администрации муниципального образования с органами местного самоуправления, входящих в его состав по вопросам реализации Инвестиционной стратегии.
- Требования к процессам разработки, утверждения и изменения Инвестиционной стратегии.
- Разработка Инвестиционной стратегии и изменения в нее должны вестись публично. К публичному обсуждению документа (и изменений к нему) привлекаются эксперты, предприниматели, в том числе, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования и инвесторы. Должно вестись открытое публичное обсуждение разрабатываемого документа (изменений к документу) в СМИ и на Интернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании.
- К разработке проекта документа (изменений в документ) рекомендуется привлекать специализированные организации, уже имеющие успешный опыт выполнения подобных проектов в Российской Федерации.
- Требования к реализации Инвестиционной стратегии.
При реализации Инвестиционной стратегии необходимо:
- установить структуру и периодичность подготовки отчетности о реализации мер, достижения целевых показателей и их соответствии плановым значениям;
- определить персональную ответственность руководителей за реализацию конкретных мер и достижение целевых значений плановых показателей;
- обеспечить учет достижения плановых показателей при оценке деятельности руководителей;
- обеспечить регулярную публикацию отчетов по результатам достижения плановых значений ключевых показателей и реализации ключевых мер.
- разработать и принять Программу финансирования мероприятий по реализации Стратегии, включая финансирование механизмов и мер поддержки инвестиционных проектов и развития кадрового потенциала;
- определить полномочия должностных лиц муниципального образования в финансировании и расходовании средств, установить порядок корректировок при отклонениях в поступлении и расходовании денежных средств.
- Формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в муниципальном образовании
План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в муниципальном образовании должен объединять в одном документе перечень основных инфраструктурных объектов, строительство и реконструкция которых запланирована в различных программах и планах органов государственной власти, органов местного самоуправления и крупных хозяйствующих субъектов. Такой План, опубликованный в текстовой и наглядной графической формах, позволяет хозяйствующим субъектам принимать взвешенные инвестиционные решения, управлять рисками своих инвестиционных решений, принимать решения об участии в реализации инфраструктурных проектов.
- В муниципальном образовании должен ежегодно утверждаться План создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры муниципального образования (далее -План). План представляет собой свод информации обо всех основных объектах инфраструктуры, строительство и реконструкция которых зафиксированы в действующих планах и программах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и непосредственно муниципального образования, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, инвестиционных программах субъектов естественных монополий и хозяйствующих субъектов с государственным и (или) муниципальным участием.
При этом в отношении каждого объекта должны быть указаны источники (в том числе бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов субъекта Российской Федерации) и размер финансирования (или указание на отсутствие подтверждения в финансировании), планируемые сроки сдачи и фактическое состояние (этап подготовки или исполнения).
В Плане также должны быть указаны планируемые к строительству (реконструкции) инвестиционные объекты с указанием требуемых мощностей потребления энергетических ресурсов.
- План должен публиковаться в открытых источниках в наглядной форме с указанием планируемых объектов на карте муниципального образования (или на инвестиционной карте), сроков их создания (строительства). План в обязательном порядке публикуется на Интернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании.
- В муниципальном образовании должна существовать формализованная процедура рассмотрения проектов по созданию инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры с целью их включения в План.
Эта процедура основывается на следующих принципах:
- принцип оценки разумности и экономической эффективности проектов комплексного развития территорий;
- принцип конкурсной поддержки проектов комплексного развития территорий;
- принцип публичного обсуждения и учета интересов различных социальных групп;
- принцип софинансирования расходов на реализацию проектов развития территорий органами местного самоуправления, администрацией субъекта Российской Федерации и бизнесом;
- принцип взаимообязанности при реализации подобных проектов, когда органы местного самоуправления и бизнес в соответствии с нормативно-правовой базой и договорами должны иметь четко прописанные права и обязанности;
- принцип синхронизации с инвестиционными программами субъектов естественных монополий и планами развития инфраструктуры хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
- План должен соответствовать Инвестиционной стратегии муниципального образования и Инвестиционной стратегии субъекта Российской Федерации.
- План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в муниципальном образовании должен быть синхронизирован с Планом создания инвестиционных объектов субъекта Российской Федерации.
- Сведения об инвестиционных объектах и объектах инфраструктуры в муниципальном образовании должны отображаться на Инвестиционной карте муниципального образования в рамках Инвестиционный портал муниципального образования или специального раздела на портале администрации муниципального образования.
- Требования к Инвестиционной карте.
- Ежегодное послание главы муниципального образования
- Глава муниципального образования должен представлять Ежегодное послание об инвестиционном климате в муниципальном образовании, адресованное органам местного самоуправления, бизнесу, региональным и территориальным подразделениям федеральных органов власти.
- В послании должны отражаться результаты реализации Инвестиционной стратегии, определяться новые направления и приоритеты инвестиционной политики муниципального образования, и сообщается о ключевых мерах, которые необходимо реализовать в следующем году в целях привлечения инвестиций и улучшения условий ведения бизнеса в муниципальном образовании.
- Принятие нормативной правовой базы по инвестиционной деятельности, включая защиту прав инвесторов и механизм поддержки инвестиционной деятельности в муниципальном образовании
В муниципальном образовании должна быть создана нормативная правовая основа для осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.
- В муниципальном образовании должны быть приняты нормативные акты, устанавливающие основные направления участия муниципального образования в инвестиционной деятельности, в том числе создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:
- определения порядка обращения инвесторов за защитой и помощью, в том числе порядка обжалования неправомерных в отношении инвесторов решений и действий органов местного самоуправления;
- защиты интересов и прав инвесторов, включая защиту от недобросовестной конкуренции и от ограничения доступа к рынку;
- определения четких критериев и процедур получения поддержки;
- прямого участия органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности в рамках разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
- выделения средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов;
- выпуска муниципальных займов;
- установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов, арендной платы за земельные участки и иных сборов;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.
- Должен быть обеспечен постоянный мониторинг норм федерального и регионального законодательства для обеспечения соответствия муниципального законодательства данным нормам и новациям, включая принимаемым в рамках Национальной предпринимательской инициативы нормативным правовым актам.
- В соглашениях о реализации инвестиционных проектов, заключаемых между администрацией муниципального образования и инвесторами, включается условие о том, что администрация муниципального образования берет на себя обязательства по продвижению муниципальных инвестиционных проектов на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе по организационному и информационному содействию в получении льгот и преференций, предусмотренных законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.
- Указанные нормы могут содержаться в разных нормативных правовых актах муниципального образования и информация о таких документах должна быть в доступной, логически связанной форме, изложена на сайте специализированного раздела на сайте муниципального образования об инвестиционной деятельности.
- Наличие Совета по инвестиционному климату
В муниципальном образовании должен быть создан открытый совещательный орган - Совет по инвестиционному климату (далее – Совет), в рамках работы которого регулярно собираются глава муниципального образования, представители органов местного самоуправления, бизнеса, региональных и территориальных подразделений федеральных органов власти. Наличие Совета позволит согласовывать и координировать действия бизнеса и власти в вопросах улучшения инвестиционного климата, а также обеспечит вовлечение инвесторов в разработку и реализацию политики по привлечению инвестиции, общественную экспертизу инвестиционных проектов, рассмотрение инициатив бизнес-сообщества.
- В муниципальном образовании должен функционировать на регулярной основе Совет по инвестиционному климату (далее – Совет). Совет является общественным, совещательным и координационным органом. В случае наличия в муниципальном образовании постоянно действующего и регулярно собирающегося координационно-совещательного органа в области развития предпринимательской деятельности, полномочиями по рассмотрению вопросов в сфере улучшения инвестиционного климата целесообразно наделить данный орган.
- К основным задачам деятельности Совета относятся:
- разработка рекомендаций по муниципальной поддержке инвестиционных проектов и процессов, стимулированию инвестиционной активности на территории муниципального образования;
- разработка рекомендаций по организации взаимодействия органов местного самоуправления и участников инвестиционного процесса, в том числе рекомендаций по сокращению административных барьеров, препятствующих осуществлению такого взаимодействия;
- создание условий для рационального размещения производительных сил на территории муниципального образования;
- разработка предложений по приоритетным направлениям развития муниципального образования;
- рассмотрение проекта стратегического документа об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, анализ хода и результатов реализации данного документа, подготовка предложений по его корректировке;
- рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов, включая несостоявшиеся и неуспешные, анализ причин неудач в реализации;
- выработка рекомендаций по уменьшению административных барьеров;
- координация финансовых и инвестиционных ресурсов на наиболее важных направлениях;
- разработка единых требования к основным критериям инвестиционных проектов, поддерживаемых за счет средств муниципального образования и иных источников;
- одобрение проекта Плана создания инвестиционных объектов и объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной и другой инфраструктуры региона, а также прозрачного регламента его корректировки с учетом потребностей инвестиционных проектов;
- подготовка предложений по внесению изменений в Инвестиционную стратегию субъекта Российской Федерации.
- Совет возглавляет глава муниципального образования.
- В состав Совета рекомендуется включать представителей органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, инвесторов, представителей предпринимательских объединений и экспертов.
- Положение о Совете, включая порядок его формирования, утверждается главой муниципального образования.
- Совет собирается на заседание регулярно, но не реже одного раза в два месяца.
- Заседание Совета проводится публично и открыто. Должна быть обеспечена возможность личного участия в заседаниях инвесторов, не являющихся членами Совета. Осуществляется онлайн трансляция заседания Совета в сети Интернет. Протоколы заседаний с указанием всех принятых решений размещаются в открытом доступе в сети Интернет и публикуются в СМИ или на специализированном разделе Интернет-сайта муниципального образования. Ведется контроль исполнения поручений и рекомендаций Совета.
- В целях осуществления оперативной деятельности при Совете могут создаваться рабочие группы.
- Для обеспечения работы Совета определяется Секретарь Совета и специальный орган. Функции такого органа могут быть возложены на администрацию муниципального образования или специализированную организацию по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
- Наличие специализированного(-ых) структурного(-ых) подразделения(-ий) и (или) специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами
В целях повышения эффективности и усиления координации деятельности по привлечению инвестиционных ресурсов должен быть осуществлен ряд организационных мероприятий. В целях повышения эффективности и усиления координации деятельности по привлечению инвестиционных ресурсов, а также для взаимодействия с инвесторами, в структуре администрации муниципального образования должно быть создано (выделено) специальное подразделение по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
По решению администрации муниципального образования, может быть создана (учреждена) специализированная организация по привлечению инвестиций, работе с инвесторами, а также решения иных вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью - Агентство (корпорация) развития муниципального образования.
- В структуре администрации муниципального образования создается специальное подразделение по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Полномочиями по привлечению инвестиций и работе с инвесторами может быть наделено одно из действующих структурных подразделений администрации муниципального образования. При этом деятельность структурного подразделения основывается на следующих принципах:
- среди сотрудников подразделения должны быть выделены специалисты – менеджеры по работе с инвесторами. При наделении сотрудника статусом менеджера по работе с инвесторами должны учитываться наличие бизнес - или финансового образования, знание иностранных языков;
- в деятельность подразделения рекомендуется внедрить систему управления взаимоотношения с клиентами (CRM);
- в рамках функционирования системы управления взаимоотношения с клиентами должны выполняться следующие требования:
- ведение единой базы клиентов;
- организация контроля над работой сотрудников администрации муниципального образования и специалистов организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательской деятельности, в сфере привлечения инвестиций и выполнения ими установленных KliI;
- автоматизация делопроизводства.
- По решению администрации муниципального образования, может быть создана (учреждена) специализированная организация по привлечению инвестиций, работе с инвесторами, а также решения иных вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью - Агентство (корпорация) развития муниципального образования.
Основными критериями для принятия решения о создании такой организации могут выступать:
- масштаб экономики муниципального образования;
- количество инвестиционных проектов, требующих администрирования со стороны администрации муниципального образования.
- Деятельность специального подразделения по привлечению инвестиций и работе с инвесторами и (или) специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами основывается на следующих принципах:
- Основными функциями организации являются:
- обеспечение режима «одного окна» для инвесторов при взаимодействии с исполнительными органами местного самоуправления муниципального образования, а также городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района;
- содействие созданию проектных команд по поддержке и реализации конкретных инвестиционных проектов «под ключ»;
- продвижение инвестиционных возможностей и проектов муниципального образования в субъекте Российской Федерации и Российской Федерации (в т.ч. через конференции, выставки, форумы);
- обеспечение взаимодействия с инвестиционными венчурными фондами, банками, республиканскими и российскими инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организациями, республиканскими, российскими и международными институтами развития (путем заключения соглашений о сотрудничестве и (или) учреждения инфраструктурных организаций, фондов и т.п., направленных на содействие реализации инвестиционных проектов) с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории муниципального образования;
- представление интересов муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства;
- организация работы по адресному таргетированию целевых инвесторов (в том числе, составление перечней и баз данных инвесторов, составление приоритетных профилей инвесторов, инициирование прямых контактов с целевыми инвесторами и т.п.);
- публикация и обновление реестра инвестиционных проектов всех категорий;
- регулярный мониторинг условий ведения бизнеса в муниципальном образовании с точки зрения критериев «затраты» и «простота ведения бизнеса».
- Координация и контроль за деятельностью специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами осуществляются Наблюдательным советом (советом директоров).
- В случае если решение о создании специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами не принято, должно быть обеспечено сотрудничество специализированного(-ых) структурного(-ых) подразделения(-ий) и аналогичной организации, созданной на уровне субъекта Российской Федерации (путем заключения соглашений о сотрудничестве).
- Устанавливаются показатели эффективности работы структурного подразделения и (или) организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами и работы его сотрудников, а также зависимость мер стимулирования сотрудников от степени выполнения данных показателей. Такими показателями эффективности могут являться:
- объем привлеченных инвестиций;
- отношение объема привлеченных инвестиций к численности населения муниципального образования;
- количество созданных высокопроизводительных рабочих мест;
- число успешно реализованных инвестиционных проектов;
- опросные показатели (например, уровень удовлетворенности инвесторов оказанной поддержкой).
- Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков, бизнес-центров и иных объектов) в муниципальном образовании
Одна из задач администрации муниципального образования - обеспечить системное развитие (девелопмент) территории, учитывающее нужды субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности. Создаваемые и действующие в муниципальном образовании промышленные парки, технопарки и иные объекты приоритетного развития, территорий, отраслей и технологий, должны обеспечить условия и необходимую инфраструктуру для реализации инвестиционных проектов.
- Администрация муниципального образования принимает участие в проектах по созданию и развитию инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, инициированных на уровне субъекта Российской Федерации, в рамках реализации целевых программ (включая региональные целевые программы по развитию малого и среднего предпринимательства и региональные целевые программы по содействию инновационной деятельности).
- В муниципальном образовании могут создаваться следующие типы объектов:
- промышленная площадка (предназначенная для размещения производственных мощностей, территория, обеспеченна энергоносителями, а также необходимой инженерной, транспортной и иной инфраструктурой);
- промышленный (индустриальный) парк;
- технологический парк;
- бизнес-инкубатор;
- центр кластерного развития (центр коллективного пользования).
- В муниципальном образовании должна быть разработана система льгот для резидентов объектов инфраструктуры, в том числе:
- льготы по подключению к коммунальным сетям и сетям инженерно-технического обеспечения;
- льготы по арендным ставкам;
- налоговые льготы.
- Для всех объектов инфраструктуры, предназначенных для размещения производственных и иных объектов инвесторов и созданных при поддержке органом местного самоуправления, должны быть разработаны и утверждены критерии и порядки отбора и размещения резидентов, порядки предоставления резидентам поддержки, а также порядки ротации резидентов.
- Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии муниципального образования и потребностям инвестора
- Наличие прогноза потребностей муниципального рынка труда в специалистах различных направлений на срок не менее 7 лет, основанный на изучении потребностей инвесторов (опросы) и прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
- Наличие методологии разработки прогноза и размещение его в открытом доступе.
- Методология предусматривает, что прогноз разрабатывается совместно с экспертами, представителями субъектов предпринимательской деятельности, общественных институтов и организаций, сотрудников профильных органов местного самоуправления.
- Результаты прогноза публикуются в сети Интернет в полном объеме и машиночитаемом виде.
- Восстановление и развитие в соответствии с Инвестиционными стратегиями региона и муниципального образования муниципальной системы профессионального образования, переориентирование части выпускников школ на получение качественного профессионального образования.
- Создание муниципальной системы переподготовки и трудоустройства выпускников специальностей, невостребованных на рынке труда (система должна быть целиком и полностью добровольной).
- Наличие в образовательных учреждениях муниципального образования образовательных программ, разработанных с участием хозяйствующих субъектов, которые направлены на удовлетворение потребностей новых производств.
- Создание специализированного двуязычного Раздела на сайте муниципального образования об инвестиционной деятельности
Сеть Интернет - основной инструмент обеспечения прямой и обратной связи между властью, бизнесом, инвесторами и жителями муниципального образования, вовлечения всех заинтересованных лиц в реализацию политики по привлечению инвестиций. Создание специализированного Интернет-ресурса, на котором консолидируется информация, полезная для потенциальных инвесторов и способствующая продвижению муниципального образования с точки зрения инвестиционной привлекательности, представляется неотъемлемым элементом деятельности по улучшению инвестиционного климата на определенной территории.
- В муниципальном образовании должен быть создан двуязычный официальный Интернет-ресурс (в виде отдельного специализированного Интернет-портала, Интернет-страницы на официальном Интернет-сайте администрации муниципального образования или Интернет-страницы на Интернет-портале об инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации);
- На сайте должна быть размещена необходимая информация о муниципальном образовании: структура, контактные данные, в том числе, сведения о главах сельских и городских поселений, нормативные правовые документы и иная информация.
- Интернет-ресурс должен обеспечивать наглядное представление инвестиционных возможностей муниципального образования, основных направлений привлечения инвестиций в экономику муниципального образования и инфраструктуры, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов.
- Интернет-ресурс должен содержать в наглядной форме:
- информацию об инвестиционной привлекательности муниципального образования;
- инвестиционную стратегию муниципального образования;
- план создания объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной и другой инфраструктуры муниципального образования;
- порядок взаимодействия инвесторов с должностными лицами и органами местного самоуправления;
- описание мер поддержки инвестиций и инвестиционных проектов и порядок обращения для их получения;
- информацию о планах и результатах заседаний Совета по инвестиционному климату, видеотрансляции в режиме онлайн, архив видеотрансляций и протоколы его заседаний;
- инвестиционный гид (путеводитель) для инвесторов;
- отчеты и планы деятельности специализированных подразделений и (или) организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
- информацию о планируемых и реализуемых на территории муниципального образования инвестиционных проектах;
- информацию о канале (каналах) прямой связи инвесторов и руководства муниципального образования.
- Интернет-ресурс содержит сервис «Калькулятор услуг для инвестора», позволяющий инвесторам в режиме онлайн рассчитать временные и материальные издержки на получение муниципальных услуг (включая услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями), необходимых для реализации инвестиционного проекта.
- Интернет-ресурс ведется на двух (русском и английском) и более языках.
- Интернет ресурс должен содержать ссылки на аналогичный сайт субъекта Российской Федерации, а также на сайт Уполномоченного Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
- Наличие в муниципальном образовании единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»
- В муниципальном образовании должен быть разработан Регламент сопровождения инвестиционных проектов, в рамках которого предоставляется полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях развития бизнеса по принципу «одного окна» включая участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных программах развития предпринимательства, содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, бизнес-ангелов, институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений и иных структурах.
- Конкретные способы поддержки определяются в зависимости от категорий инвестиционных проектов и объема инвестиций.
- Регламент сопровождения инвестиционных проектов должен включать в себя:
- процедуру внесения проекта на интернет-сайте или в соответствующее «окно»;
- сроки и процедуру рассмотрения проекта, включая очную презентацию проекта на заседании Совета по инвестиционному климату;
- обязательства предоставления информации о возможных инструментах поддержки, на которые может претендовать инициатор проекта;
- возможность прохождения бесплатного обучения инициатора проекта по правилам использования конкретного инструмента поддержки;
- требования к подготовке проекта, установленные конкретными организациями, фондами, институтами развития;
- порядок взаимодействия организаций по рассмотрению проектов, претендующих на поддержку.
- Ведение инвестиционных проектов осуществляется в единой информационной системе и по единым процедурам, предусматривающей наличие общей базы данных проектов, регистрации информации обо всех этапах взаимодействия с инициаторами проектов, возможность проведения анализа финансовых показателей, результатов взаимодействия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности с муниципальными и государственными органами.
- Работа с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, осуществляющими значительные инвестиции в муниципальное образование, осуществляется по индивидуальным планам.
- Принятие главой муниципального образования Инвестиционной декларации
- Инвестиционная декларация (далее – Декларация) должна устанавливать принципы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности. Эти принципы определяют смысл и содержание деятельности органов муниципального образования.
- В число этих принципов входят:
- равенство - не дискриминирующий подход ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности в рамках заранее определенной и публичной схемы приоритетов;
- вовлеченность - участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе принятия управленческих решений и оценки их реализации;
- прозрачность - общедоступность документированной информации органов власти (за исключением относящейся к исчерпывающему перечню категорий секретной информации);
- лучшие практики - ориентация административных процедур и регулирования на лучшую, с точки зрения интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, практику взаимодействия муниципального образования с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.
- Содержание Декларации должно включать в себя следующие положения:
- обязательство главы муниципального образования по обеспечению и защите прав инвесторов;
- гарантии безопасности ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;
- случаи, когда руководство муниципального образования обязано вступить в переговоры с субъектом предпринимательской и инвестиционной деятельности (например, случай «тупиковой ситуации», когда органы власти не приняли управленческое решение в течение установленного законом срока);
- обязательства главы муниципального образования по осуществлению мер, направленных на сокращение сроков и упрощение процедур выдачи разрешительной документации для инвесторов.
- Декларация может иметь иное наименование и дополнительные элементы содержания, помимо указанных выше.
- Принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых НПА, затрагивающих предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании
В муниципальном образовании округе должен быть принят нормативный акт, регламентирующий следующие вопросы:
- Орган, уполномоченный на проведение оценки регулирующего воздействия (ОРВ) нормативных правовых актов.
- Критерии оценки нормативных актов, включая критерии целесообразности, адекватности, осуществимости и эффективности.
- Форма отчета об ОРВ включающая:
- описание существующей проблемы;
- цели и задачи регулирования;
- возможные варианты достижения цели.
- Анализ издержек и выгод каждого из рассматриваемых вариантов с учетом:
- результатов реализации аналогичных инициатив в муниципальном образовании или других муниципальных образованиях и регионах;
- информационных потоков, которые будут позволять контролировать реализацию рассматриваемых альтернатив;
- положительных и отрицательных стимулов, которые способны влиять на реализацию альтернатив.
- Публичные консультации и учет мнения заинтересованных групп.
- Рекомендуемый вариант регулирующего решения.
- Реализация выбранного варианта и последующий мониторинг.
- Задание шкалы жесткости мер регулирования с точки зрения их влияния на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данная шкала должна давать возможность:
- выявлять альтернативы предлагаемым (или имеющимся) вариантам регулирования;
- давать на основе разумных презумпций оценку обременительности регулирования в отсутствии количественных расчетов (в случаях, когда они не проводятся).
Подготовка такого нормативного акта осуществляется в соответствии с разработанными Минэкономразвития России Методическими рекомендациями, одобренными 20 марта 2012 года решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
- Наличие системы обучения, повышения квалификации и оценки компетентности сотрудников профильных органов муниципальной власти и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами
- Создание моделей компетенций муниципальных служащих и сотрудников специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, определяющих требования к:
- знаниям;
- навыкам;
- ценностям.
- Основные положения модели компетенции должны быть отражены в трудовых контрактах.
- Установление критериев оценки показателей эффективности сотрудников профильных органов местного самоуправления и организаций, участвующих в инвестиционном процессе, и увязка их с моделью компетенций.
- При оценке соответствия квалификационных требований соискателей на муниципальные должности и должности в специализированной организации должно учитываться наличие опыта работы по реализации предпринимательских проектов и бизнес-образования.
- Финансирование стажировок сотрудников профильных органов муниципальной власти и специализированной организации в соответствующих органах власти и институтах развития в иных регионах и за рубежом.
- Формирование системы управления земельно-имущественным комплектом, соответствующей инвестиционным приоритетам муниципального образования
В муниципальном образовании должна быть сформирована (модернизирована) система управления земельно-имущественным комплексом, ориентированная на развитие и улучшение инвестиционного климата в муниципальном образовании.
- Должно быть создано (уполномочено) специализированное структурное подразделение, отвечающее за весь комплекс вопросов земельно-имущественных отношений, включая вопросы градостроительства и получения разрешительной документации. В случае если вопросы землепользования и градостроительства разделены по разным структурным подразделениям, целесообразно их объединить в одно, или обеспечить решение задач инвестора в режиме «одного окна».
- Во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов власти, должен быть разработан и принят документ, раскрывающий структуру органов власти и перечень оказываемых государственных и муниципальных услуг, включая административные регламенты (процедуры, ответственные, сроки, контакты, кому жаловаться), на следующие услуги:
- доступ к имущественным и земельным ресурсам;
- получение разрешения на строительство;
- кадастровый учет и государственная регистрация прав собственности;
- регистрация предприятий;
- получение в собственность объектов недвижимости и заключение договоров аренды на земельные участки и иные объекты недвижимости;
- участие в конкурсах и торгах по реализации имущества;
- защита прав инвесторов и система реагирования на обращения предпринимателей, включая способы обжалования действий должностных лиц.
При этом документ должен быть разработан в простой, доступной и понятной формах для инвестора и иных заинтересованных лиц. При подготовке документа могут быть использованы графические схемы и технологии описания бизнес – процессов. Документ должен в обязательном порядке включать сведения об ответственных лицах и лиц их замещающих – представителях администрации и (или) специализированных организациях, включая фотографии, контактные данные (мобильные телефоны желательны), предельных сроках оказания услуг, их стоимости и условиях и способах оплаты.
- На специализированном Информационном портале или в соответствующем разделе, на основе геоинформационной системы (при ее наличии), и (или) с использованием других технологий и ресурсов, должны быть раскрыты в публичном доступе, в том числе и в графическом виде:
- сведения о границах муниципальных образований, территориальных, охранных и санитарных зон на территории муниципальных образований, в том числе на основе данных государственного кадастра недвижимости;
- данные о градостроительной документации (СТП, ГП, ПЗЗ, документы Планировки и межевания, ГПЗУ, сельскохозяйственные регламенты), механизмах ее корректировки по инициативе инвестора, сведения о проведении общественных слушаний, способах и условиях участия в них;
- методология и основания расчета имущественных налогов и сборов и их элементов;
- прогнозный план приватизации государственного и муниципального имущества, находящегося на территории муниципального образования;
- сведения об электронной торговой площадке по реализации государственного и муниципального имущества.
- В муниципальном образовании должна быть разработана и принята Программа по созданию и развитию информационных ресурсов о территории и объекта недвижимости. При разработке Программы необходимо предусмотреть:
- создание геоинформационной системы муниципального образования и (или) интеграции процессов муниципального образования в геоинформационную систему субъекта Российской Федерации;
- состав сведений, имеющих публичный статус, а также способы получения доступа к ним их копирования и использования;
- разработку и внедрение информационно-аналитических модулей (включая специальное программное обеспечение), обеспечивающих:
- ведение единого реестра объектов недвижимости, находящихся на территории муниципального образования;
- расчет, обоснование и отображение элементов всех имущественных налогов и арендной платы (налоговая база, ставки, льготы, вычеты, поступления в бюджет) с целью планирования и мониторинга текущей нагрузки на плательщиков, а также нагрузки возникающей при изменении условий (проведение кадастровой оценки, изменения налоговой системы и др.);
- прогноз последствий принятия инвестиционных и градостроительных решений и их реализации.
- Разработка и принятие документа (декларации) о правилах установлении на территории муниципального образования на период не менее 5 лет элементов имущественных налогов и сборов (земельных налог, арендная плата за земельные участи и иные объекты недвижимости, налоги на имущество физических лиц и организаций), налог на недвижимость, (база, ставки, льготы, способы оплаты, механизм апелляций и т.д.);
- Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства муниципального образования для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов
Реальная доступность для инвесторов высших должностных лиц муниципального образования - один из основных инструментов формирования уверенности инвесторов в реальности приоритета улучшения инвестиционного климата для высшего руководства муниципального образования.
- Организован и функционирует канал (каналы) прямой связи инвесторов с руководством администрации муниципального образования для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.
- Канал прямой связи должен отвечать требованиям:
- равного доступа субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности к разрешению вопросов муниципальными служащими соответствующего вопросу уровня;
- контроля результатов и сроков рассмотрения обозначенных хозяйствующими субъектами вопросов и проблем.
- Каналами прямой связи, в частности, могут служить:
- доступные для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности мобильные телефоны руководителей исполнительных органов муниципального образования;
- официальные блоги руководителей исполнительных органов муниципального образования в общераспространенных социальных сетях; «горячая линия», работающая через Интернет-сайт.